Там сеяли разумное, доброе, вечное…
28 марта читальный зал Фундаментальной библиотеки ВГПУ превратился в место проведения своего рода мастер-класса по изучению истории отечественного образования. Здесь состоялось представление книги кандидата философских наук, почётного профессора ВГПУ И. М. Бегенева «История Бобровского педагогического училища», которая была издана в честь 100-летия со дня основания этого учебного заведения и 85-летнего юбилея педуниверситета.
Когда в зале не осталось ни одного свободного стула, а приглашенные гости заняли свои места в президиуме, директор библиотеки З. Н. Тимченко открыла собрание, а затем передала слово его главному фигуранту – Илье Михайловичу.
В своем выступлении автор рассказал о работе над книгой, о мотивах выбора цели исследования, о своей учебе в БПУ, которое кроме него окончили и другие преподаватели нашего университета – доценты гуманитарного факультета Л. К. Лыжова и А. М. Слепцова.
Бобровское педучилище было открыто в 1914 году и стало третьим по счету учебным заведением в губернии, готовившим школьных учителей. За годы своего существования училище подготовило около трех тысяч специалистов, среди которых было четыре Героя Советского союза, сотни заслуженных учителей, руководителей образовательных и административных структур, научных работников. Училище, став образцом по подбору педагогического состава, постановке учебно-воспитательного процесса, превратилось в мощный очаг культурно-нравственной революции нашего края. Работу училища не могла остановить даже временная оккупация нашей области фашистскими войсками.
В послевоенный период это учебное заведение шло в авангарде восстановления подорванной системы образования и проложило глубокую борозду на ниве образования с ВГПИ. Большинство из 120-130 ежегодных выпускников училища в дальнейшем продолжили свое образование в стенах пединститута.
Обо всех этих аспектах деятельности БПУ с глубоким знанием дела говорили гости: председатель Совета ветеранов ВГПУ, доцент Л. К. Лыжова, ведущий специалист университета в области образования, доцент кафедры педагогики Л. Э. Заварзина, зав. музеем истории ВГПУ, кандидат исторических наук Т. Н. Чернобоева, бывший преподаватель математики «воронежской школы» на целинном Алтае и методист Института ПКиПРО Р. А. Лопатина, а также живые свидетели работы БПУ: дочь преподавателя биологии в училище Э. Д. Ковалева и доцент ВПУ В. А. Аммер.
Также соавторами книги «История Бобровского педагогического училища» выступили: заслуженный учитель РФ Н. В. Глазков, доцент ВГУ В. Б. Колмаков, бывший преподаватель БПУ почетный гражданин г. Боброва Н. В. Третьякова и другие выпускники училища.
По пристальному вниманию слушателей, а в основном это были студенты физмата, по их вопросам, заданным гостям, можно сказать, что состоявшийся разговор об отечественном образовании вызвал большой интерес. Актуальность затронутой проблемы очевидна: чтобы возродить лучшую в мире советскую систему образования необходимо определить оптимальные пути проводимой реформы. А они связаны не с бездумным, механическим копированием зарубежного опыта, а осмыслением собственных традиций образования, их возрождение и творческое развитие на основе современных образовательных технологий.
И. М. Бегенев, почетный профессор ВГПУ