Вот и подошло время для самой веселой и «вкусной» недели в году — на дворе в разгаре Масленица!
А знаете ли вы, дорогие читатели о традициях, которые соблюдались на Масленой неделе в разных селах Воронежской области?
1. Кулачные бои в Воронежской области проводятся до сих пор, но скорее как развлечение, а не как 70 лет назад — суровая схватка. В те времена редко удавалось обойтись без крови. В боях «стенка на стенку» соревновались команды, каждая из которых выбирала своего атамана. Сражались по очереди: сначала мальчишки выясняли, кто из них самый сильный. Потом в дело вступали юноши — каждому хотелось поразить самую красивую девицу на выданье. А в финале дрались мужчины. Перед схваткой парни обнимали и трижды целовали друг друга. Тем самым показывали, что никакой вражды между ними нет.
Читать далее...
2. На юге нашей воронежской области до 30 гг. прошлого века сохранялись языческие традиции. Так, было принято спускать с горы колеса от телеги, да еще и привязывать к ним пучки соломы. Колесо символизировало солнце и его поворот на весну. Катание с горки тоже популярная забава на Масленой неделе. Не только ребятня, но и взрослые не прочь были прокатиться на салазках или ледянках. А ледянки часто делали из навоза. Навоз и сено смешивали в пропорции два к одному, брали старый таз и обмазывали его дно получившейся смесью. Затем поливали заготовку водой и выставляли на мороз. Через неделю ледянка готова — осталось только постелить в таз немного сена, чтобы было мягко и тепло сидеть.
3. Брали снежную крепость. Эту забаву мы переняли у казаков, которые в XVIII веке строили крепость к Прощеному воскресенью. Возводили ее заранее, укрепляли бревнами и заливали водой, чтобы повысить прочность. Участники делились на две команды: первая, вооружившись метлами, охраняли снежные чертоги, а вторая с палками штурмовала белый город. Если крепость брали, ее беспощадно разрушали. Доставалось и «воеводе» неудачливых защитников — его купали в проруби, а потом валяли в сугробе, набивая снег под рубаху и натирая лицо до красноты.
4. Колядование и переодевание в ряженых у многих сейчас ассоциируется только с Рождеством. Но «ряжение» - прежде всего традиция Масленицы, которую иногда даже называли «русским Хэллоуином». Что-то общее действительно есть: у нас тоже выбирают костюмы зубастых и лохматых существ, чаще всего коз и медведей. Козой было принято рядиться в Павловском, Калачеевском и Верхнемамонском районах. Скрываться за маской могли и девушки, и парни, и старухи. «Коза» заходила в дом на четвереньках, бодалась, скакала по избе, махала хвостом. Среди других популярных костюмов — русалки и кикиморы, цыгане и арапы, журавли и аисты. Чтобы придать устрашающий вид, ряженые чернили лицо сажей, вырезали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с пустыми глазницами и вставали на ходули.
5. Масленицу воспринимали как человека. В начале праздничной недели ее величали как государыней, Авдотьюшкой Игоревной. Подчеркивали щедрость и изобилие: приезжает барыня «на блинках и оладушках». Хвалили Масленицу и за красоту: «Дуня белая, Дуня румяная, брови черные, коса длинная, триаршинная». Дорогую гостью пытались задобрить, чтобы она одарила жителей села — принесла удачу и богатый урожай. Но в последний день гуляний отношение к Авдотьюшке резко менялось. Масленница становилась «блиноедкой и мироедкой». А в корильных песнях ее обвиняли в том, что не оправдала ожиданий: «обируха, обмануха» пришла только на семь дней, а впереди Великий пост.
И еще один интересный момент Знаете ли вы, что бразильский карнавал — это по сути латиноамериканский аналог нашей Масленицы. И традиция та же, переодевания, шествия, шутки, танцы. Гулянья тоже продолжаются целую неделю, которая предшествует сорокадневному посту перед Пасхой. А само слово «карнавал» можно перевести как «прощание с мясом». У нас неделя до Великого поста тоже считается мясопустной.
А что же еще, кроме блинов готовили раньше на Масленицу?
Вспомним бабушкины рецепты.
Это прежде всего крестьянские ячменные лепешки — сгибни. В 300 г. муки добавляем чайную ложку соли и столовую сахара или меда. Затем вливанм стакан воды и хорошо вымешиваем тесто. Можно добавить немного муки и в конце две столовые ложки кукурузного масла. Формируем из теста лепешки, смазываем их яичным желтком и ставим в духовку на 20 минут. Горячие сгибни поливаем сметаной с сахаром. Можно есть с супом и кашей.
А еще на Масленой неделе готовили кашу «Алтынную» из гречки и пшена с куриными сердечками и печенью. Вкусно!
Поэтому на Масленой неделе не блинами едиными сыт человек.
Материал взят из газеты «Коммуна» № 8 2022 г.
Всех поздравляем с Масленицей! Пеките блины, кушайте и читайте интересные книги. Подробнее об истории праздника и как можно провести праздник Масленицы в детских и образовательных учреждениях вы можете узнать из нижеперечисленных книг, которые хранятся в фонде Фундаментальной библиотеки ВГПУ.
Зав. сектором научной литературы С. А. Гронская
Закрыть текст