Воспитать человека, чтобы он был счастливым...
В марте 2023 г. в Год педагога и наставника мы вспоминаем еще одного величайшего педагога, педагога-практика, замечательного писателя и тонкого знатока подростковой психологии Антона Семеновича Макаренко. Спустя полвека после смерти, Макаренко был назван ЮНЕСКО одним из четырех столпов (вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори), определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Его педагогическая система признана четвёртой в мире по силе педагогического воздействия.
Антон Семенович родился 13 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Его отец был высококвалифицированным маляром, работал в железнодорожных мастерских. Антон учился в железнодорожном училище и, когда семья переехала в Крюков (ныне Кременчуг), он продолжил обучение в таком же училище. Учился он старательно и успешно, но близорукость, болезненность и мечтательность мальчика изолировали его от сверстников и вызывали серьёзные конфликты.
В 1904 г. Макаренко с отличием окончил Кременчугское городское училище и поступил на педагогические курсы, готовившие учителей начальных классов. 1 сентября 1905 г. народный учитель А. С. Макаренко приступил к работе в Крюковском двухклассном железнодорожном начальном училище. Девять лет работы пролетели незаметно, и в 1914 он поступил в Полтавский педагогический институт, который закончил в 1917 г. За выпускную работу «Кризис современной педагогики» он получил золотую медаль. После окончания института Макаренко вернулся в училище, где работал учителем, а потом и директором до сентября 1920 г., когда принял предложение стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей – впоследствии Детской трудовой колонией имени А. М. Горького.
В 1928 г. он перешёл на работу в коммуну Дзержинского. Система работы Макаренко строилась на принципе: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». В колонии, а позднее и коммуне, которыми руководил педагог-новатор, не интересовались прошлым воспитанников: здесь жизнь начиналась с чистого листа. Питание, кров, гигиена, благожелательное отношение, доверие, право голоса в коллективном решении вопросов, посильный оплачиваемый труд – для 1920 — 1930 гг. условия сказочные. Взамен требовалось лишь соблюдать дисциплину. «Одичавшие» дети, хватившие горя на городских улицах, буквально преображались. Макаренко не повторял отвлечённых коммунистических лозунгов – за что его отчаянно травили «коллеги», – он действительно строил свой, новый мир, воспитывая в детях веру в себя, чувство долга и чести.
Жизнь, быт, достижения коммуны Антон Семёнович подробно описал в повестях «Марш 30 года», «ФД-1» и «Флаги на башнях». В это же время создавался и один из шедевров отечественной литературы – «Педагогическая поэма». Опубликованная в 1933 г. , она была восторженно встречена читателями, но представители «педагогического Олимпа» сделали вид, будто «Поэма» не имеет никакого отношения к педагогике. Игнорирование творчества Макаренко со стороны официальной педагогики продолжалось до самой его смерти.
В 1935 г. он перешёл на работу в Киев, а срочный переезд в Москву спас Макаренко от угрозы репрессий. Два последних года жизни он посвятил научной и писательской работе.
При участии жены была написана «Книга для родителей», ставшая настольной для целого поколения отцов и матерей, – удивительное сочетание художественных очерков, публицистических эссе и педагогических раздумий. Антон Семенович писал много статей, часто выступал с лекциями. Всё это составило основной фонд его научно-педагогических произведений.
Он работал, не жалея сил, но непомерные нагрузки и незаслуженная травля сделали свое дело. 1 апреля 1939 г. А. С. Макаренко скоропостижно скончался от разрыва сердца в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно. Ему был 51 год. Некролог подписали воспитанники и писатели. Официальная педагогика хранила гробовое молчание.
Только после смерти о нём заговорили как о великом, а потом и величайшем советском педагоге, стали всерьёз изучать опыт, появилось понятие «макаренковедение». Во многих странах мира существуют центры по изучению наследия А. С. Макаренко.
К 135-летию со дня рождения А. С. Макаренко сотрудниками научного абонемента подготовлена выставка «Живая педагогика Макаренко».
Макаренко. О его жизни и деятельности рассказывают в своих книгах Т. Г. Кроль «А. С. Макаренко» , Е. Балабанович «Макаренко. Человек и писатель», Ю. Б. Лукин «А. С. Макаренко».
В сборник «Воспоминания о Макаренко» вошли воспоминания преподавателей Полтавского учительского института А. К. Волнина, В. Н. Тарасова, его сотрудников Т. Гайдамакиной, Н. Кисловой, Н. Фере, В. Терского и воспитанников С. Калабалина, П. Архангельского, Е. Ройтенберга и других.
Более 10 лет трудился над книгой «Педагогический опыт А. С. Макаренко» И. Ф. Козлов, научный сотрудник кабинета педагогики НИИ школ Наркомпроса РСФСР, за несколько дней до начала Великой Отечественной войны защитивший первую диссертацию об опыте Макаренко. В полном объёме эта книга вышла в свет только в 1987, к 100-летию со дня рождения Макаренко.
В книге «Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современная школа. Опыт и проблемы» раскрывается значение педагогической системы Макаренко для современной теории обучения и воспитания, освещается опыт творческого применения наследия выдающегося педагога.
Раскрыть теоретические основы новаторской педагогической концепции Макаренко и использование её основных компонентов в решении современных воспитательных и образовательных проблем поможет читателю монография В. И. Беляева «Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство».
Сборник «Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко» включает монографию С. С. Невской «Гражданское воспитание личности в творчестве А. С. Макаренко», которая вводит в мир творческой лаборатории педагога и созданной им колонии имени Горького, в которой бывшие несовершеннолетние правонарушители становились достойными гражданами Отечества. Во вторую часть вошли малоизвестные статьи Макаренко, деловая и личная переписка, дневниковые записи.
«Удивительный Вы человечище, и как раз из таких, в каких Русь нуждается». Этими словами Алексей Максимович Горький по достоинству оценил замечательного педагога и писателя.
Читаем вместе!
Зав. сектором научной литературы С. А. Гронская