Отец разумной русской школы...
2023 год — Год педагога и наставника. В марте месяце исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского педагога и писателя К. Д. Ушинского.
Дорогие читатели - будущие педагоги давайте вместе полистаем странички биографии, творческого педагогического пути и основные работы и произведения этого удивительного педагога и наставника прошлого, и настоящего.
В русской и мировой педагогике имя Ушинского занимает особое и значимое место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педагогической мысли, он справедливо считается создателем русской народной школы. Очень важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования.
Отрочество и юность Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871) прошли в небольшом городе Новгород-Северске. Там он учился в гимназии, а позднее окончил Московский университет.
Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практической педагогике. Работая в разное время в Ярославском Демидовском лицее, в Министерстве внутренних дел, в Гатчинском сиротском институте и в Смольном институте благородных девиц, основное внимание он сосредотачивал на создании русской народной школы, а также на вопросах женского образования. В области народного образования Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа.
Свою педагогическую практику он теоретически осмыслил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). В ней родной язык, отражающий историю народа, впитывающий его многовековой духовный опыт, объявляется самым действенным средством воспитания, «величайшим наставником», который «учит удивительно легко».
В предисловии к учебнику «Детский мир и Хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Цель его книги – дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Материал в книге располагается по разделам, а в приложении-хрестоматии ученик знакомится с «образцами слога лучших писателей», как русских, так и зарубежных.
Второй учебной книгой Ушинского было «Родное слово» (1864) для детей младшего возраста. Эта книга, созданная на основе фольклора и на лучших литературных образцах, тоже имела успех. В ней Ушинский стремился дать детям систему реальных знаний и сохранить энциклопедическую широту.
Обе книги построены согласно основному педагогическому принципу постепенного усложнения посильного материала с целью привить детям любовь к серьёзной науке и добиться всевозрастающей самостоятельности.
Познакомиться с этими и другими книгами великого педагога можно, посетив посвящённую 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского выставку, расположенную на втором этаже библиотечного корпуса.
На выставке представлено уникальное издание трудов К. Д. Ушинского «Собрание сочинений» (М.-Л., Из-во «Академии педагогических наук», 1948). Выпуск этого десятитомного издания по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР был приурочен к 75-летию со дня смерти (3 января 1946) великого русского педагога. Все произведения, вошедшие в данное издание, расположены в хронологическом порядке, начиная с самых ранних его выступлений. В каждом томе содержится приложение с библиографической справкой о сочинениях педагога определённого для тома периода и не включённых в данный том; имеются примечания и указатели имён.
На выставке также представлены издания работ К. Д. Ушинского: «Педагогические сочинения» в 6 т. (М., 1988) и «Избранные педагогические сочинения» в 2 т. (М., 1974). Тексты в этих изданиях воспроизводятся по вышеописанному собранию сочинений, напечатанному в 1948-1952 гг.
Издание сочинений К. Д. Ушинского «Избранные труды» (М., 2005) включает четыре книги, объединённые целостным научным аппаратом и общим замыслом. Работы педагога, помещённые в четырёхтомнике, публикуются полностью, без изъятий. Исключение составляет лишь «Педагогическая антропология», которая печатается в сокращении; опущенные её части обозначены многоточием.
В монографии-исследовании И. А. Горячевой «Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики» (М., 2010) отражены результаты анализа учебных книг великого педагога «Родное слово» и «Детский мир и Хрестоматия». Результатом исследования явилось полноценное переиздание этих книг и создание на их основе учебно-методического комплекта «К. Д. Ушинский и современная русская классическая школа», в котором в соответствии с классическими представлениями о словесности развиты идеи самого Ушинского.
В сборник «Ушинский» (М., 1998) из серии «Антология гуманной педагогики» помещены его самые значимые статьи по педагогике с комментариями. В данной серии используется ранее не применявшийся в практике российского учебного книгоиздания принцип: на страницах книги фокусируются не всегда совпадающие мнения – автора классического наследия, составителя тома, учёного, излагающего свои взгляды во вступительной статье и комментариях, и первого читателя, который на практике реализует идеи гуманной педагогики. Автором-составителем данного сборника стал профессор П. А. Лебедев, а первым читателем – заслуженный учитель РФ А. Н. Тубельский.
К 100-летию со дня смерти великого педагога была издана книга «Педагогические идеи К. Д. Ушинского», (М., 1971). Эта книга анализирует разработанные Ушинским идеи воспитательной системы, которые продолжают жить и развиваться и сейчас в дошкольном и школьном воспитании.
В книге К. Д. Ушинского «Воспитание человека. Избранное», (М., 2000) представлены избранные статьи и фрагменты научно-педагогических трудов педагога, относящиеся к ребёнку-дошкольнику, его воспитанию и развитию. В сборник включены выдержки из его знаменитых книг для детского чтения «Родное слово» и «Детский мир».
К. Д. Ушинский обладал не только педагогическим талантом, но проявлял себя и как замечательный детский писатель. Его детские произведения мастерски сочетают в себе практическое содержание с занимательностью изложения. В интересных рассказах Ушинский-писатель раскрывал перед детьми многообразие окружающего их мира, с малых лет прививал детям правильные понятия о жизни, о взаимоотношениях людей.
Интересны рассказы Ушинского о природе и животных: «Жалобы зайки», «Пчёлки на разведке», «Четыре желания» и другие. Ценность их в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.
Произведения о детях «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня», «Дети в роще» и другие отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни.
шинский обрабатывал для детей народные сказки и писал свои. Он отдавал предпочтение сказкам даже перед хорошо написанным литературным произведением, так как высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для понимания жизни.
На выставке представлен целый ряд детских книг Ушинского. Остановим внимание на одной из них: К. Д. Ушинский «Рассказы и сказки» (М., 1986). Сборник содержит рассказы автора о природе, животных, разных полезных делах и сказки. Каждое из произведений знакомит детей с окружающим миром, природой, учит трудолюбию, честности и доброте.
Можно с уверенностью сказать, что рассказы и сказки Ушинского будут читать и любить ещё многие поколения читателей, которые ценят труд, знания, честность и доброту. Особенно эти книги будут полезны и интересны будущим педагогам — нашим любимым читателям-студентам.
Юбилейная выставка, посвящённая жизни и творчеству К. Д. Ушинского, продлится до конца апреля.
Читаем вместе!
Зав. сектором научной литературы С. А. Гронская